|
просмотреть все статьи этой категории
Бизнес-образование: кризис востребованности
Версия для печати
Система платного образования в современной России может войти в число отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших от изменения экономической обстановки. В первую очередь это касается платного высшего образования и различного рода специальных образовательных программ, таких как курсы повышения квалификации или МВА.
Первыми изменения ощутили коммерческие вузы и платные специальности в государственных учебных заведениях. На изменение общемировой конъюнктуры накладываются специфические проблемы образования, главная из которых — «демографическая яма» начала 90-х годов. Резкое уменьшение числа выпускников школ приводит к росту конкурентной борьбы за абитуриента, с которой могут справиться далеко не все вузы. Падение платежеспособного спроса уже приводит к существенному сокращению платных мест, к закрытию отдельных направлений, сворачиванию работы филиалов иногородних учебных заведений. Не исключено, что уже в ближайшее время число платных вузов и направлений может существенно сократиться.
Ряд частных учебных заведений пытались диверсифицировать демографические риски, концентрируя свое внимание на системах дополнительного образования и, в частности, различного рода бизнес-курсах, таких как программы МВА, а также корпоративные и персональные тренинги. До последнего времени такая политика была оправданна, так как подобные учебные программы не были зависимы от колебания числа выпускников школ. Однако изменение в экономической ситуации в стране и мире ведет к резкому падению популярности подобного образования.
Причин для этого несколько.
Во-первых, это изменение спроса со стороны корпоративных клиентов. До последнего времени именно они формировали значительную часть рынка дополнительного образования, оплачивая учебу своих сотрудников или приглашая специалистов для проведения тренингов на предприятии. Но, как отмечают эксперты рынка, системы бизнес-образования были приметой «времени больших денег». Вложения в собственное развитие или образование сотрудников, в различные тренерские, коучинговые и тим-билдинговые программы происходили в период, когда в условиях растущего рынка компании могли позволить себе не считаться с «непроизводственными» затратами. Зачастую подобные курсы приобретались как дань моде или с целью формирования позитивного имиджа фирмы. Нередко они использовались для различного рода «откатных» схем. Сейчас, в эпоху тотальной оптимизации и сокращения издержек, подобного рода непроизводственные затраты являются первой статьей, подлежащей секвестру при планировании корпоративного бюджета.
Интерес к различного рода системам дополнительного образования снижается и со стороны частных лиц. Несмотря на развернутую частными вузами кампанию под общим лозунгом: «Кризис — время для образования», подобные идеи находят все меньше последователей.
Одна из причин — настороженное отношение работодателей к людям, имеющим дополнительное бизнес-образование. Как правило, подобные сотрудники отличаются повышенными амбициями, в том числе и в плане оплаты своего труда. И это вполне понятно: ведь, платя деньги за курсы и дипломы, они надеялись «отбить» затраты за счет более высокого заработка. В то же время реальная польза от наличия диплома МВА или сертификата о прохождении нескольких тренингов для работодателя далеко не очевидна. Именно поэтому в современных условиях он может предпочесть человека без степени и диплома, но имеющего опыт реальной работы.
Более того, ряд экспертов вообще приходит к выводу о том, что современные российские бизнес-курсы и программы МВА могут оказаться не только бесполезными, но и вредными в новых экономических условиях. Дело в том, что подавляющее большинство образовательных бизнес-программ являются кальками с зарубежных, прежде всего американских, систем дополнительного обучения. Они были созданы и функционировали в рамках существовавшей на тот момент парадигмы ведения и организации бизнес-процессов. Их целью было обслуживание и воспроизведение той экономической системы, которая рушится на наших глазах. Что касается новой экономической парадигмы, то она только начинает создаваться, и какой она будет в будущем — пока неясно даже ведущим мировым экспертам.
В результате МВА и другие бизнес-курсы оказываются «знанием вчерашнего дня». Эта система образования учит жить и работать в мире, которого больше нет. И совершенно не очевидно, что знания и навыки, полученные в рамках предыдущей образовательной парадигмы, будут востребованы. Более того, воспроизведение старых схем в новой реальности может оказаться контрпродуктивным. Ведь нельзя исключать, что именно эти схемы и привели к крушению старого экономического миропорядка.
В результате в складывающихся условиях наличие диплома или сертификата о наличии бизнес-образования перестает быть конкурентным преимуществом, что снижает платежеспособный спрос на услуги подобного рода. По мнению экспертов, в будущем определяющим показателем качества специалиста будет умение работать в новых условиях, в рамках возникающих схем построения бизнеса. Такие навыки сейчас можно приобрести только на практике, так как любая теория отстает от нее на годы, если не на десятилетия.
Источник: УралБизнесКонсалтинг
|