Структурирование функции качества (СФК, QFD) - методика перевода потребностей потребителей в характеристики продукции (тренинг QMM1)
О программе:
Вы хотите что бы продукция или услуги вашей компании вызывали восхищение у клиентов?
Конечно для этого нужно выявлять желания ваших клиентов. Однако их желания часто противоречат одно другому. Попытки согласовать сотни, если не тысячи, противоречивых требований, при разработке продукции или услуг, могут оказаться непосильными. Для того, что бы расставить приоритеты, японскими инженерами разработана методология «Дом качества».
Построение «Дома качества» начинается с составления списка приоритетов для требований потребителей. Этот список образует «левую стену» дома. А правая стена — это сравнение того, как реализуются требования потребителя вами и вашими конкурентами. На «потолке» составляется список всех нюансов, которые должны учитываться в ваших новых продуктах. Внутри дома получается матрица, в которой объединяются требования разработчиков и требования потребителей. А над всем этим возводится «крыша», показывая, где эти требования конфликтуют или, наоборот, согласуются между собой.
И самое важное – СФК применимо во всей компании: маркетинг, разработка продукции, производство, продажи и доставка, обслуживание клиентов.
Целевая аудитория:
- руководители предприятий, заинтересованные в распространении идеологии СФК во всей компании,
- сотрудники, ответственные за разработку продукции или услуг,
- сотрудники конструкторских отделов,
- руководители и сотрудники службы качества,
- маркетологи.
Преподаватель:
Зеленин Владимир Юрьевич
- консультант и аудитор систем менеджмента качества ISO 9001,
- преподаватель по методике структурирования функции качества,
- эксперт в области сертификации систем качества в системе ГОСТ Р с 2001 года. В качестве эксперта участвовал более чем в 100 сертификационных аудитах и инспекционном контроле за сертифицированной СМК, в том числе и в качестве главного эксперта.
- внедрял методологию СФК на крупных российских производственных предприятиях: ООО «Димитровградское производственное звено» (г. Димитровград), ООО НПО «Зенит» (г. Димитровград), ООО «Ютар» (Тюменская обл.), ОАО «УАЗ» (г. Ульяновск), ОАО «Кварц» (Ульяновская обл.), ОАО «Стройпластмасс-СП» (Ульяновская обл.) и др.
В результате участники:
- знакомятся с этапами проведения методологии QFD, построения Дома качества,
- получают практические навыки перевода информации о предпочтениях потребителей в наиболее приоритетные технические характеристики продукции,
- получают комплект рабочих материалов, необходимый для внедрения методологии на предприятии
Программа:
-
Краткая история возникновения и распространения QFD (СФК) – от Японии до США. Йойи Акаро и Сигэру Мидзуно (Мицуно), Каору Исикава, Н. Кано.
-
Основные понятия: «жизненный цикл продукции», «качество», «голос потребителя», «фактические» и «вспомогательные» показатели качества, «характеристики-двойники», «структурирование функции изделия» и «структурирование функции качества», «матрицы структурирования», «бенчмаркинг».
-
Профили качества по модели Кано: базовое, требуемое и желаемое качество.
- Построение «Дома качества». 9 стадий СФК.
- определение требований потребителей («услышать голос потребителей»).
- выделение приоритетных требований. (оценка важности требований потребителей с применением правила Паретто, «что делать?»).
- перевод требований потребителей в показатели качества продукции (отвечаем на вопрос «как делать?»).
- выявление связи (корреляции) между степенью удовлетворения и величиной характеристики продукта (выясняем связь между «что?» и «как?»).
- построение профиля коэффициентов корреляции.
- установление связей между характеристиками продукта.
- построения профиля компании на товарном рынке (проводим бенчмаркинг продукции).
- выбор параметров качества по техническим и экономическим возможностям компании (как найти компромисс между качеством и стоимостью?).
- определение характеристик для ТЗ на проектирование продукта.
-
План качества: продукта (Product Planning), компонента продукта (Design Deployment, техпроцесса (Process Planning), производства (Production Planning). Развертывание QFD на этапах жизненного цикла продукции (планирование, проектирование, подготовка производства).
-
Как интегрировать QFD в систему менеджмента качества ISO 9001?
- Ответы на вопросы аудитории.
Раздаточные материалы:
- презентация тренинга в электронном виде,
- комплект рабочих материалов:
- матрица потребительских требований,
- матрица структурирования характеристик готового продукта,
- матрицы процессов и контроля,
- рабочие инструкции (примеры).
Как зарегистрироваться:
- внесите контактную информацию в форму ниже,
- позвоните менеджеру по номеру (499) 409-72-91,
- отправьте заявку в свободной форме на [email protected].
Регистрация до 28.09.11. Квота: 10 мест. Регистрируйтесь прямо сейчас!
Проблема свойства выгода
мощный инструмент планирования, предназначенный для добывания информации о том, что в действительности хочет потребитель. СФК помогает компании расставить приоритеты в том, к чему стоит стремиться для удовлетворения желаний потребителя. «СФК приложимо к любому процессу, которым вы хотели бы управлять: разработка нового изделия, планирование бизнеса, инженерная разработка систем, даже снижение затрат на переналадку»,— говорит Норман Меррел, руководитель отдела качества продукции и надежности компании Бадд. Процесс СФК начинается с исследования рынка, направленного на выявление тех вещей, что нравятся потребителю, и это называется Голосом Потребителя (ГП). Воздействуя на многие различные отделы компании, ГП превращается в конкретные требования к разработке. Однако требования потребителя часто противоречат одно другому. Так, например, покупатель автомобиля не хочет, чтобы двери были проницаемы для жидкости, а это предполагает, что их надо герметизировать жестким уплотнителем. Но покупатель одновременно хочет, чтобы двери закрывались легко, а это предполагает, что уплотнитель должен быть мягким и гибким, хотя на этом частном случае и можно отыскать счастливый компромисс, попытки согласовать сотни, если не тысячи, противоречивых требований потребителя к разработке могут оказаться непосильными. СФК предлагает средство для преодоления этого затруднения, называемое Домом Качества (см. «Какие надо делать автомобили (структурирование функции качества)?» Автомобильная промышленность США, 1987, № 7, с. 10—12). Построение дома качества начинается с составления списка приоритетов для требований потребителей. Этот список образует «левую стену» дома. А правая стена — это сравнение того, как вы «эшелонируете» мнения потребителя и как это делают ваши конкуренты по каждому пункту списка. На «потолке» составляется список всех тех вещей, которые должны учитываться в вашей разработке для удовлетворения требований потребителей. Внутри дома получается матрица, которая соединяет в пары требования разработчиков и требования потребителей. А над всем этим возводится «крыша», которая показывает, где эти требования к разработке могут вступить в конфликт или, наоборот, хорошо согласуются между собой. Минуточку, быть может, подумали вы. Каждый производитель автомобилей в мире уже сейчас использует исследование рынка для выявления того, каковы желания потребителя. Одновременно ведутся инженерные разработки, направленные на сокращение подготовительного времени (времени разработки). А методы такого типа, как «наилучший в классе» у Форда или программы Мона Лиза у Дженерал моторе выявляют, как наша система предпочтений соотносится с системами предпочтений наших конкурентов. Вы правы.
Но СФК предлагает подход, связывающий все эти различные дисциплины воедино. Самое важное, хотя это и труднее всего, то, что СФК обрабатывает входные требования из многих областей деятельности организации, таких, как маркетинг, проектирование, инженерная разработка, производство, сбыт и обслуживание. «СФК заставляет вас вернуться к тому, что представляют собой желания потребителя. Вы всегда оглядываетесь на имеющееся у вас капитальное оборудование, на доступный вам бюджет, или на какие-нибудь еще имеющиеся ресурсы. Когда я прихожу к дилемме между тем, что хорошо для отдела инженерных разработок и что хорошо для потребителя, метод СФК дает мне компромисс или оптимизирует, отдавая предпочтение потребителю»,
сколько времени ваша компания тратит на разработку новой продукции или услуги?
Вы хотите что бы продукция или услуги вашей компании вызывали восхищение у клиентов?
Правильный подход к решению – выявить желания клиентов. Однако их желания часто противоречат одно другому. Попытки согласовать сотни, если не тысячи, противоречивых требований, при разработке продукции или услуг, могут оказаться непосильными. Для того, что бы расставить приоритеты, японскими инженерами была разработана методология «Дом качества».
Построение «Дома качества» начинается с составления списка приоритетов для требований потребителей. Этот список образует «левую стену» дома. А правая стена — это сравнение того, как реализуются требования потребителя вами и вашими конкурентами. На «потолке» составляется список всех нюансов, которые должны учитываться в ваших новых продуктах. Внутри дома получается матрица, в которой объединяются требования разработчиков и требования потребителей. А над всем этим возводится «крыша», показывая, где эти требования конфликтуют или, наоборот, согласуются между собой.
И самое важное – СФК применимо во всей компании: маркетинг, проектирование, разработка продукции, производство, продажи и доставка, обслуживание клиентов.
Основная цель любой компании - поставлять на рынок новые (или производимые в данный момент) изделия раньше своих конкурентов, по более низкой цене и лучшего качества. Механизм достижения этой цели у японцев называется Структурированием Функции Качества (СФК).
- по каким критериям оценивают продукцию потребители?
- как перевести требования потребителей в технические характеристики продукции?
- как найти компромисс между качеством и стоимостью?
Общий эффект от QFD заключается в сокращении времени разработки в компании и общей длительности цикла разработки и освоения производства наполовину. Тренинг предназначен для выработки практических навыков применения методологии QFD.
|