Для кого предназначен
Руководителей и заместителей руководителей бюджетных, автономных, казенных учреждений, представителей муниципальных и региональных органов власти, руководителей экономических служб администраций региональных и муниципальных образований.
Цели семинара/курса
- Получить умения и навыки использования прогнозных показателей макроэкономического развития страны в разработке государственных, муниципальных и ведомственных целевых программ.
- Получить умения и навыки оценки эффективности и результативности целевых программ на разных уровнях.
- Обсудить особенности и условия применения программно-целевого метода.
Программа
1. Классификация целевых программ. Государственная программа, Федеральная целевая программа, ведомственная целевая программа: терминология, правовой статус, содержание и характеристика.
2. Особенности и условия применения программно-целевого метода.
- Внедрение программного бюджета в качестве основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
- Целевые программы как средство практического осуществления инвестиционных проектов, консолидации совокупного экономического потенциала регионов и муниципалитетов
- Базовые принципы программно-целевого метода:
- формирование программы, исходя из четко определенных целей стратегического и прогнозного социально-экономического развития
- разработка количественно измеримых показателей достижения целей
- установление ответственных лиц за достижение поставленных целей (промежуточных и конечных)
- отражение обобщенных параметров государственных (муниципальных) заданий
- определение перечня мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач
- установление объемов финансирования по каждому направлению
- определение вклада органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих достижение целей государственной программы субъекта РФ, муниципальной программы
- Региональные воспроизводственные циклы с различной степенью локализации как объективная основа определения предмета программного управления применительно к региональным уровням управления
- Современные проблемы использования программно-целевого в региональной экономике Российской Федерации
- Использование программно-целевого метода в региональной экономике развитых зарубежных стран
3. Анализ правовой базы разработки и реализации программных документов на различных территориальных уровнях управления.
- Анализ правовых документов, принятых федеральными органами государственного управления и регламентирующих разработку программ общефедерального, межрегионального и регионального уровней управления
- Анализ правовых документов, принятых органами управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, применительно к региональным и муниципальным целевым программам
- Анализ правовых актов, регламентирующих разработку и реализацию программ в сфере градостроительства и землепользования
4. Анализ практики разработки, финансирования и реализации программных документов, подготавливаемых на различных территориальных уровнях управления.
- Общая характеристика государственных программ, финансируемых из федерального бюджета
- Анализ практики разработки, финансирования и реализации государственных программ федерального уровня и президентских программ
- Анализ практики разработки, финансирования и реализации государственных, муниципальных и ведомственных программ, принятых органами управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
- Анализ российского опыта программно-целевого бюджетирования на субфедеральном и муниципальном уровне
5. Оценка эффективности и результативности государственных, муниципальных и ведомственных целевых программ.
Проблемы определения результативности государственных, муниципальных и ведомственных целевых программ.
- отсутствие типовых методик комплексного анализа результативности, планирования и бюджетного инвестирования
- проблема кадрового потенциала (бюджетный учет, финансовая математика, отраслевые науки)
- несопоставимость данных бухгалтерского и управленческого учета с плановыми показателями в условиях инфляции
- административные проблемы, связанные со спецификой взаимоотношений между различными органами и уровнями власти
- невозможность прямого заимствования опыта коммерческой сферы
- субъективизм оценки (применение экспертного (рейтингового) подхода)
Принципы оценки результативности государственных, муниципальных и ведомственных целевых программ.
- сопоставимость условий сравнения различных программ (сфера, сроки, объемы финансирования)
- принцип положительности и комплексности эффекта (экономический, бюджетный, социальный)
- учет последствий программы для повышения конкурентоспособности субъекта РФ или конкретного муниципалитета, других муниципалитетов, расположенных на подведомственной территории (непосредственно экономических, так и внеэкономических: экспорт товаров, услуг, технологий, общественные блага)
- расширение круга участников программы, несовпадение их интересов и, следовательно, использование принципа «конкурентности» в оценке
- количественная оценка и учет влияния рисков, сопровождающих реализацию программы
Показатели результативности реализации государственных, муниципальных и ведомственных целевых программ.
- «Конкурентные» критериальные показатели государственных, муниципальных и ведомственных целевых программ
Показатели наличия и эффективности использования ресурсов региона
- объем валового регионального продукта
- темпы изменения объема валового регионального продукта
- объем розничного товарооборота
- экспорт продукции и услуг в дальнее и ближнее зарубежье
- обеспеченность автомобильными дорогами с твердым покрытием
- наличие природных ресурсов, кроме углеводородных
- географическое положение муниципалитета
Показатели качества жизни населения региона.
- обеспеченность населения жильем и (или) инвестиции в жилье
- средняя заработная плата работников, в т.ч. по видам отраслей
- уровень безработицы
- величина прожиточного минимума, в т.ч. для различных категорий
- объем платных услуг для населения
- уровень доходов населения
- доля малоимущего населения
- уровень преступности
Показатели инвестиционной привлекательности и активности региона.
- инвестиции в основной капитал, всего
- инвестиции на 1 рубль валового регионального продукта
- темп роста инвестиций
- инвестиции на 1 жителя
- уровень политической стабильности в регионе
6. Рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации программных документов, подготавливаемых на различных территориальных уровнях управления.
- Состав программных документов, рекомендуемых для различных территориальных уровней управления
- Рекомендации по разработке основных положений проектов программ, по источникам их финансирования, путям и контролю за их реализацией
- Рекомендации по совершенствованию правовой базы разработки региональных программ
Для участников предусмотрено
Методический материал, обеды, кофе-паузы.
Экскурсионная программа по Санкт-Петербургу как необязательная часть.
Документ по окончании обучения
По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 28 сентября 2015 года №036595, выдана Департаментом образования города Москвы)
Информация для иногородних клиентов
Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.
Скидки:
При первичной регистрации на сайте предоставляется скидка 5%.
При участии двух и более сотрудников от одной компании предоставляются скидки по оплате: 2 человека – 7%, 3 человека – 10%, 4 человека и более – 12%.
Это мероприятие можно заказать в корпоративном формате