В программе курса будут рассмотрены вопросы, связанные с формированием и совершенствованием системы управления учреждением здравоохранения, стратегического планирования. Все вопросы рассматриваются на конкретных примерах, с разбором кейсов.
Для кого предназначен:
Руководителей и заместителей руководителей финансовых и планово-экономических служб лечебных учреждений, экономистов, финансовых и коммерческих директоров, руководителей бухгалтерских служб.
Цели семинара/курса
- Получить знания, умения и навыки в области формирования и совершенствования эффективной системы управления учреждением здравоохранения.
- Получить знания, умения и навыки стратегического планирования и управления учреждением здравоохранения.
- Обсудить актуальные вопросы управления экономическими процессами в учреждениях здравоохранения в современных условиях.
Программа
1. Экономичность и экономическая эффективность здравоохранения.
- Здравоохранение в системе рыночных отношений
- Объективные и субъективные факторы, тормозящие развитие рыночных отношений в РФ
- Экономические и правовые основы предпринимательства в здравоохранении
2. Схема контура управления учреждением здравоохранения.
- Управленческая деятельность на разных уровнях деятельности учреждения здравоохранения
- Механизмы управления, организационная культура, процесс управления учреждением здравоохранения
- Уровни системы управления учреждения здравоохранения и распределение по ним функций управления
- Планирование, организация, руководство, мотивация, координация, контроль в учреждении здравоохранения
- Социально-экономические, административно-распределительные, психологические и др. методы управления и их использование в практике руководства учреждением здравоохранения
- Стратегическое планирование и миссия учреждения здравоохранения
- Основные этапы анализа ситуации
- Инновационные процессы в здравоохранении
- Культура и имидж организации
- Задачи, определяющие культуру менеджмента в медицинских организациях. Связь менеджмента с качеством и эффективностью здравоохранения
- Процесс управления и роль управляющего (менеджера)
- Навыки, необходимые в практике управления (технические, человеческие, концептуальные, соотношение необходимых навыков)
- Стиль руководства: авторитарный, либеральный, демократический
3. Планирование как составная часть управления здравоохранением.
- Основные принципы планирования здравоохранения
- Программно-целевое и директивное планирование
- Планы здравоохранения: федеральные, территориальные, текущие, перспективные, планы медицинских учреждений
- Разделы планов учреждений
- Методы планирования в здравоохранении: аналитический, сравнительный, балансовый, нормативный, экономико-математический
- Нормативы бюджетного финансирования
- Нормативы образования фондов заработной платы и фондов материального стимулирования
- Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью
- Планирование внебольничной помощи
- Функция врачебной должности
- Планирование стационарной помощи населению
4. Спрос и предложение на медицинские услуги, рынки и здравоохранение, механизм несовершенной конкуренция в сфере здравоохранения.
- Маркетинг в здравоохранении: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок
- Составляющие маркетинговой деятельности: анализ рынка (ситуационный анализ), разработка маркетингового комплекса, осуществление маркетинговой деятельности и др.
- Основные цели маркетинговой деятельности в здравоохранении: расширение объема продаж и рынков сбыта, увеличение занимаемой доли на рынке, рост прибыли и др.
- Практическое применение принципов маркетинга в здравоохранении: тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственного решения, создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса, воздействие на рынок, на потребителя с помощью всех доступных средств и, прежде всего, рекламы
- Реализация функций маркетинга в здравоохранении: комплексное изучение рынка и проблем, связанных с осуществлением маркетинга (исследовательская функция), планирование ассортимента продукции, сбыта и распределения, реклама и стимулирование сбыта, учет и контроль
- Управление маркетингом – управление спросом
5. Системы финансирования здравоохранения и сравнительный анализ их организации.
- Модели финансирования здравоохранения: бюджетное финансирование, обязательное медицинское страхование, платная медицинская помощь, добровольное медицинское страхование и др.
- Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования
- Программа государственных гарантий оказания населению Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
- Определение базовых нормативов финансирования здравоохранения на основании всех затрат, необходимых для выполнения объемов медицинской помощи населению края, области города
- Формирование единого фонда финансовых средств (ЕФФС) учреждений здравоохранения
- Методика расчета тарифов на медицинские услуги
- Уровень рентабельности при расчете тарифов на медицинские услуги и иные услуги, оказываемые учреждениями здравоохранения
- Способы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи: финансирование по смете расходов, по среднедушевому нормативу финансирования, по оплате законченных случаев, по оплате отдельных медицинских услуг, по комбинации указанных методов
- Способы оплаты стационарной помощи: финансирование по смете расходов, оплата средней стоимости пролеченного больного (в целом по стационару или в среднем по отделениям одного профиля), за законченный случай на основе клинико-статистических (диагностически связанных) групп или медико-экономических стандартов
- Основные статьи сметных ассигнований лечебных учреждений в соответствии с бюджетной классификацией РФ, методы их расчета (прямой и нормативный метод)
6. Затраты и доходы учреждения.
- Эффективность затрат в здравоохранении
- Общая стоимость медицинской помощи и ее структура
- Экономический ущерб от заболеваемости и его структура
- Критерий экономической эффективности и методика его расчета
- Применение методов клинико-экономического анализа медицинской эффективности и минимизации затрат: затраты-эффективность, затраты-выгода, затраты-полезность
- Переменные, постоянные, валовые, средние и предельные издержки учреждений здравоохранения
- Понятие прибыли в здравоохранении
- Прибыль от реализации платных услуг в здравоохранении
7. Предпринимательство в здравоохранении.
- Ограничение сферы действия бизнеса в здравоохранении
- Предпринимательская деятельность медицинских организаций
- Частнопрактикующий врач как индивидуальный предприниматель
Прилагается пакет кейсов для практического решения:
1. Анализ рынка медицинских услуг.
2. Разработка маркетинговой стратегии учреждения здравоохранения.
3. Формирование плана маркетинга учреждения здравоохранения.
4. Выбор стратегии финансирования.
5. Применение методики расчета основных экономических показателей лечебно-профилактической помощи населению.
6. Расчет критерия экономической эффективности здравоохранения.
7. Изучение методов экономических оценок альтернативных видов оказания медицинской помощи.
8. Анализ результатов и затрат лечебно-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения.
9. Определение медицинской результативности и экономической эффективности деятельности ЛПУ.
Для участников предусмотрено
Методический материал, обеды, кофе-паузы.
Экскурсионная программа по Санкт-Петербургу как необязательная часть.
Документ по окончании обучения
По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы)
Информация для иногородних клиентов
Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.
Это мероприятие можно заказать в корпоративном формате (обучение сотрудников одной компании).