Стоимость участия: курс - 34900 руб., онлайн-трансляция - 27 900 руб.
В программе курса будут рассмотрены вопросы планирования и прогнозирования доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, использования прогнозных показателей макроэкономического развития страны в финансовом планировании.
Для кого предназначен
Руководителей и заместителей руководителей бюджетных, автономных, казенных учреждений, представителей муниципальных и региональных органов власти, руководителей экономических служб администраций региональных и муниципальных образований.
Цели семинара/курса
- Получить знания о планировании, как неотъемлемой части управления, получать умения и навыки различных методов прогнозирования, получить умения и навыки использования прогнозных показателей макроэкономического развития страны в финансовом планировании.
- Получить умения и навыки планирования и прогнозирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.
- Получить умения и навыки планирования и прогнозирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.
- Обсудить направления совершенствования бюджетного планирования.
Особенности программы
В результате обучения участники:
- Ознакомятся с ключевыми изменениями в финансово-бюджетной политике, а также с правовыми основами финансово-бюджетного прогнозирования.
- Получат знания, умения и навыки методологию бюджетного планирования.
- Освоят вопросы бюджетного прогнозирования.
- Познакомятся с зарубежным и отечественным опытом бюджетного планирования.
Программа:
День 1.
Финансово-бюджетная политика государства.
- Основные направления бюджетной и налоговой политики.
- Макроэкономические показатели как информационная база финансово-бюджетного прогнозирования и планирования.
- Прогнозирование платежного баланса страны.
- Прогнозы и программы экономического и социального развития страны и территорий.
- Основные показатели социально-экономического развития, используемые в практике финансово-бюджетного планирования и прогнозирования (ВВП, объемы производства и товарооборота, темпы инфляции, денежные доходы и расходы населения).
- Среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Правовые основы финансово-бюджетного прогнозирования и планирования.
- Бюджетный кодекс РФ - правовая основа бюджетного планирования.
- Бюджетные права органов власти Российской Федерации.
- Бюджетные права органов власти субъектов РФ.
- Бюджетные права муниципальных образований.
- Бюджетные права главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений.
- Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам бюджетного планирования и прогнозирования.
- Взаимодействие органов исполнительной и представительной власти при составлении и утверждении бюджета.
- Роль финансовых, налоговых органов, Центрального банка России в бюджетном планировании.
Организация финансово-бюджетного планирования.
- Система финансовых планов на федеральном и региональном уровнях.
- Роль и значение бюджетов в системе финансовых планов.
- Участники бюджетного планирования. Объекты и субъекты бюджетного планирования. Полномочия и взаимодействия представительных и исполнительных органов по вопросам бюджетного планирования.
- Этапы бюджетного планирования. Значение бюджетной классификации в бюджетном планировании.
- Программно-целевое программирование.
- Бюджетирование, ориентированное на результат.
- Использование прогнозов и сценариев в бюджетном планировании.
День 2.
Методология бюджетного планирования.
- Методы бюджетного планирования (экономический анализ, экстраполяция, нормативный, индексный, балансовый, программно-целевой).
- Финансовые и бюджетные нормы и нормативы.
- Применение показателей исполнения бюджета за предшествующие годы в процессе бюджетного планирования.
- Использование показателей ожидаемого исполнения бюджета за текущий год при бюджетном планировании.
- Использование прогнозных показателей бюджета.
- Методика использования индексов-дефляторов в бюджетных расчетах.
- Методы, используемые в зарубежной практике бюджетного планирования: многолетние оценки, скользящее планирование, система «планирование – программирование - разработка бюджета», программно-целевой, разработка бюджета на нулевой основе.
Перспективное финансовое планирование.
- Стратегическое планирование.
- Организация среднесрочного бюджетного планирования.
Бюджетное прогнозирование.
- Методология бюджетного прогнозирования.
- Метод экстраполяции.
- Метод экспертных оценок.
- Экономико-математическое моделирование в бюджетном прогнозировании.
- Математические модели прогнозирования территориальных бюджетов.
- Использование показателей сводного финансового баланса для расчета показателей проекта бюджета.
- Тренды и их значение в краткосрочном прогнозировании.
- Методика краткосрочного прогнозирования поступления доходов в бюджет.
Составление проектов бюджетов.
- Бюджетный период.
- Использование прогнозных показателей при составлении проекта бюджета на планируемый год.
- Использование показателей исполнения бюджета за предшествующие годы в процессе бюджетного планирования.
- Использование расчетов ожидаемого исполнения бюджета по доходам и расходам в бюджетном планировании.
- Планирование бюджетного дефицита и его покрытия.
- Информационная база составления проекта федерального бюджета.
- Особенности составления проектов территориальных бюджетов.
- Порядок согласования показателей прогноза социально-экономического развития.
- Характеристика показателей и сведений, доводимых федеральным правительством субъектам РФ для составления проекта бюджета субъекта РФ.
- Функции законодательных и исполнительных органов субъектов РФ в процессе составления проекта регионального бюджета.
- Этапы составления целевых программ.
- Разработка цели, задач, сроков, этапов реализации, системы программных мероприятий.
- Планирование ресурсного обеспечения программы.
- Оценка ожидаемой эффективности, социально-экономических последствий от реализации программы.
- Составление бюджетной заявки на финансирование целевых программ.
День 3.
Планирование бюджетных доходов.
- Экономические основы и организация планирования бюджетных доходов.
- Планирование налоговых доходов (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых и др.).
- Планирование неналоговых доходов.
- Планирование безвозмездных поступлений.
- Особенности планирования бюджетных доходов в период финансового кризиса и в посткризисный период.
- Направления повышения собираемости бюджетных доходов.
- Контроль за выполнением плана поступления бюджетных доходов.
- Основы планирования бюджетных расходов.
- Нормирование бюджетных расходов.
- Планирование бюджетных инвестиций. Оценка эффективности инвестиционных проектов, сроков их окупаемости.
- Составление сметы бюджетных расходов.
- Планирование бюджетных ассигнований.
- Планирование расходов на финансирование отраслей материального производства (промышленность, строительство, энергетика, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство).
- Планирование расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.
- Планирование расходов в непроизводственную сферу (государственное управление и местное самоуправление, национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, охрана окружающей природной среды).
- Планирование расходов на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика).
- Планирование обслуживания государственного долга.
Бюджетное планирование в процессе рассмотрения и исполнения бюджета.
- Рассмотрение проекта бюджета и его утверждение.
- Составление бюджетной росписи.
- Поквартальное распределение бюджетных доходов и расходов.
- Внесение изменений в показатели утвержденного бюджета.
- Планирование финансового обеспечения долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Федеральная адресная инвестиционная программа, Инвестиционный фонд Российской Федерации: порядок планирования показателей.
- Планирование бюджетных ассигнований на реализацию ведомственных целевых программ.
- Контроль и анализ исполнения бюджета и их роль в бюджетном планировании.
- Корректировка бюджетных показателей в процессе исполнения бюджета.
Особенности предвиденья как неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.
- Методологические основы научного предвидения и его роль в развитии общества.
- Развитие представлений о предвидении.
- Научный и ненаучный прогноз.
- Современный повседневный прогноз, в т.ч. в средствах массовой информации.
- Социально-исторические предпосылки для утверждения научного подхода к предвидению, прогнозированию и планированию.
Прогнозирование и планирование сегодня.
- Прогнозирование в политике, социальном развитии и экономике.
- Различия между прогнозированием и планированием. Цели и задачи прогнозирования.
- Поисковый и нормативный прогноз.
Методы прогнозирования.
- Интуитивные методы прогнозирования.
- Индивидуальные экспертные оценки.
- Коллективные экспертные оценки.
- Формализованные методы прогнозирования.
- Формальная и прогнозная экстраполяция.
- Корреляционно-регрессионный анализ.
- Моделирование.
Основные правила и ошибки прогнозирования.
Планирование как функция менеджмента.
- Производственное планирование.
- Эффект масштаба производства.
- Бизнес-планирование.
- Концепция бережливого производства.
- Управляй мечтой: принципы «Тойота».
Важные аспекты развитие региональной экономики.
- Особенности оценки результатов инновационного развития.
- Проблема временного лага.
- Взаимосвязь между ключевыми индикаторами инновационного развития.
- Факторы, препятствующие инновационной деятельности в России.
- Открытый проект в управлении инновациями на уровне региона.
Для участников предусмотрено
Методический материал, обеды, кофе-паузы.
Экскурсионная программа по Санкт-Петербургу как необязательная часть.
Документ по окончании обучения
Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 32 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы).
Информация для иногородних клиентов
Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.
Это мероприятие можно заказать в корпоративном формате (обучение сотрудников одной компании).