Ниже представлен список самых распространенных ошибок, которые допускают стартаперы.
Плохая география. Географический фактор имеет огромное значение. В тех местах, где стартап-стратегии получили развитие, в частности, в Санкт-Петербурге и Москве, найдется больше нужных экспертов, людей, подрядчиков и просто заинтересованных лиц. Даже города внутри одной области имеют существенные различия.
Одиночное плавание. Большинство успешных стартапов были запущены не в одиночку, даже если так кажется со стороны. Одному тяжело все делать и легко все бросить. Наличие друзей и сочувствующих приятелей – залог того, что вам будет с кем обсудить столь длинный перечень документов для регистрации ООО или выбрать место для будущей торговой точки. В любом случае будет действовать мотивация «я не в праве их подвести».
Один человек может работать адекватно и продуктивно только на стадии идеи. С точки зрения формирования предпринимательского типа мышления это даже полезно, однако в дальнейшем без компаньонов не обойтись.
Непопулярный бизнес. Многие стартапы выбирают тесную нишу, чтобы избежать конкуренции. Это серьезный просчет. Выбирать стоит не ту сферу, где нет конкурентов, а ту, где есть конкурентное преимущество. В противном случае у вашего бизнеса обострится болезнь маленьких проектов.
Клонирование. Некоторые стартапы «одалживают» идеи успешных проектов в надежде повторить их и улучшить. На самом же деле действительно успешные дела не были клонами или повторами.
Упрямство. Очень часто начинающие предприниматели так сильно увлекаются своим делом, своей концепцией, что перестают ощущать контакты с внешним миром, не реагируют на обратную связь. Поставить цель и идти к ней, не замечая ничего вокруг, ошибочно. Стартап – это не соревнование, а наука, в которой важно не получение медали, а процесс исследования. Поэтому не стоит привязываться к первоначальному проекту. К примеру, если планировалась регистрация автономной некоммерческой организации, а по ходу дела выяснилось, что лучше оформиться как ИП, то не стоит этому сопротивляться. Самые успешные стартапы в итоге функционировали не так, как задумывалось.
Труднее всего бросить старую идею, которая вынашивалась как ребенок. Впрочем, открытость новым идеям вовсе не должна быть абсолютной. Грамотно поступают те, кто рассматривает подобный процесс как развитие, прогресс идеи. Если вы умело используете все наработки, то вы на верном пути, но если все время начинаете с нуля – задумайтесь, скорее всего, это просто «не ваше».
|